Она сломала стереотипный образ учительницы. Молодая, смелая, модная, звезда инстаграмма и светская львица - она говорит со своими учениками на одном языке, а они бесконечно любят ее и даже назвали "Учителем года-2017" (по версии школьников)! Софья Золотухина, учитель русского языка и литературы школы номер 26.

- Что вас привело в эту профессию?

- У вас в детстве тоже спрашивали: «Кем ты хочешь стать, когда вырастешь?» Я из тех, кто всегда знал ответ. «Я буду учителем!» Не помню, откуда берет начало эта мечта. Перед глазами не было какого-то яркого примера, образа первой учительницы или литературного героя, на которого мне хотелось бы быть похожей. Кажется, я всегда знала свою мечту как факт, и этот факт мне нравился. Помню как с подружкой мы играли в «школу», набирали себе книжек, разлиновывали «дневники», сажали игрушки на пол и обучали их всему подряд, задавали домашние задания и ставили оценки. Такая игра могла занимать целый день и доставляла нам море радости. Позже, мои детские мечты превратились в планы на жизнь. И вот уже окончив университет, я пришла работать в свою школу, где сама когда-то училась 11 лет.

- Разделите ли вы мнение, что «учительство» равно «любовь к детям»?

- Я считаю, если ты любишь преподаваемый предмет, но не любишь детей, то надо оставить школу и приобрести другую специальность. Или же воспитать в себе любовь к ребёнку — третьего не дано. Это потому, что любовь к детям в нашей специальности — это плоть и кровь учителя как силы, способной влиять на духовный мир другого человека. Педагог без любви к своему ученику — всё равно, что певец без голоса.

- Многие родители, педагоги сегодня высказывают едва ли не панические настроения относительно активного присутствия в детской жизни гаджетов, социальных сетей… Разделяете ли вы данную «панику»? Становятся ли школьники глупее или ленивее из-за инстаграмма и вконтакте, айфонов и айпадов?

- Панику вокруг этих вопросов я не разделяю. Считаю, что гаджеты оказывают двоякое влияние на успеваемость учащихся, и нужно крайне ответственно подходить к вопросу использования соцсетей детьми и подростками. Несомненно, в социальных сетях есть полезные для развития ребенка вещи — множество образовательных групп ВКонтакте и познавательных видео с YouTube. Кроме того, общение со сверстниками через соцсети может помочь ребенку социализироваться, найти новых друзей, обсудить с ними вопросы, связанные с учебой. Но во всем этом, конечно, необходимо знать меру. Чрезмерное увлечение интернетом и социальными сетями негативно сказывается на физическом и интеллектуальном развитии детей.

- Нравится ли вам, когда вас называют немного по старинке «учительницей»?

- Для меня слово «учительница» наделено какой-то теплотой и нежностью, сразу вспоминается песня «учительница первая моя»…

- Вы стали обладательницей титула "Учитель года-2017" по версии школьников, насколько ценно для вас это особенное признание? Как считаете, за что именно вас дети назвали лучшей из лучших?

- Это звание, как и само участие в городском конкурсе педагогического мастерства «Учитель года», очень почетно. Опытные учителя и бывшие конкурсанты намекали мне, что профессиональная жизнь после конкурса делится на «до и после». И это на самом деле так. Именно во время подготовки к конкурсу, я четко осознала ответственность, которую взяла на себя, придя работать в школу, поняла какое огромное влияние оказывает учитель на своих учеников. На конкурсе у меня было много пунктов, чтобы понравиться жюри, оценивающим по критериям конкурса, и ни одного – детям, которые делали свой выбор сердцем и душой. Учителем года детское жюри назвало меня. Наверное, потому что все, что идет от сердца, до сердца и доходит. И этого не отрепетируешь с наставниками, не отыщешь в педагогической литературе и не заучишь. Это либо есть, либо нет.

- Каким, на ваш взгляд, должен быть учитель 21 века?

- На мой взгляд, современный учитель – это тот, кто вышел за рамки классов и уроков, где стоит тишина, все сидят и записывают в тетрадочки. Учитель 21 века - это, прежде всего, друг и наставник. Причем, друг умный и добрый. А кого мы хотим видеть своим другом? Конечно, того, кто помогает нам в этой жизни и делает нашу жизнь ярче. А наставник - это тот, кто подсказывает нам, как лучше всего поступить в той или иной ситуации, как максимально эффективно воспользоваться своими возможностями и развивать свои способности. Мне повезло преподавать русский язык и русскую литературу. Я стремлюсь к тому, чтобы дети на моих уроках не просто изучали как правильно писать и говорить, а чувствовали родной язык и культуру своих предков. На своих уроках я могу говорить с детьми и об истории, искусстве, литературе, философии. О чем угодно! Но больше всего мне хотелось бы научить их любить сам процесс учебы, дать каждому почувствовать уверенность в себе. Я учитель всего два года с небольшим, но уже поняла, что эта профессия требует постоянного совершенствования. Для современного учителя важно постоянно идти вперед, находиться в творческом и профессиональном поиске. А еще мне кажется, что учителю и самому нужно быть немножко ребенком, чтобы чувствовать, чем именно он может заинтересовать детей.

- Хотя вы и избрали для себя одну из самых традиционных профессий, при этом являетесь очень прогрессивным и современным человеком. Как со своей яркостью, смелостью, самобытностью вы вписались в ортодоксальный трудовой коллектив?

- Мой трудовой коллектив составляют мои бывшие учителя, потому что работаю я в школе, в которой сама училась. Мой первый учитель, которая помнит меня еще первоклашкой, сегодня называет меня по имени отчеству, завучи с радостью помогают советами и являются моими наставниками, а директор часто говорит, что гордится выпускниками, которые начинают свою профессиональную карьеру в стенах родной школы. Мне нравится ломать стереотипное мнение об образе учителя. Многие до сих пор, думая о школе и учителе, представляют строгую тетю с морщинками на лбу, в очках и с пучком на голове, которая день и ночь проверяет тетрадки и вздыхает, получая учительскую зарплату. Я – учитель нового поколения, молодой и разносторонне развитый, путешествующий, увлекающийся экстримом, занимающийся общественной деятельностью, посещающий концерты самых модных рэперов. Учитель, который открыто улыбается своим ученикам, знает чем они живут, говорит с ними на одном языке. Именно эта разнообразная и динамичная деятельность дает мне мотивацию для новых профессиональных целей и идей.

- Учитель. Это миссия?

- Мне очень нравятся слова Константина Ушинского: «В деле обучения и воспитания, во всем школьном деле ничего нельзя улучшить, минуя голову учителя». Я глубоко убеждена, что профессия учителя - самая важная на Земле. В эту профессию нельзя прийти просто так. Это должно быть всей жизнью.