27 марта - Всемирный День театра. О театре как культурном и общественном явлении мы разговариваем с представителями, пожалуй, самого творческого, смелого, неординарного, успешного театрального коллектива в нашем регионе! Думаем, все понимают, что такие эпитеты можно отнести именно к нашему любимому "Гулливеру"!
В беседе участвуют: Елена Третьякова, директор театра; Татьяна Андреева, заведующая литературно-драматургической частью; Алла Семенова, актриса, Заслуженная артистка России.

Елена Третьякова, директор театра "Гулливер"

- Елена Николаевна, какими качествами должен сегодня обладать директор успешного театра?
- Образование - чтобы принимать верные решения (а это тоже одно из важнейших качеств), нужно иметь представление о том, чем занимаешься. И не поверхностное, а глубокое. А для этого нужно постоянно заниматься самообразованием, следить за развитием театрального процесса, наблюдать за конкурентами и реально оценивать ситуацию. Необходимы лидерские качества, умение заразить какой-либо идеей (порой, на первый взгляд, совершенно безумной) и объединить коллектив на воплощение этой идеи – от проведения международного фестиваля до благотворительного показа спектакля для нескольких детей, попавших в трудную жизненную ситуацию. Умение рисковать, но разумно. Умение совместить коммерческие и социальные аспекты в работе театра: ценовая политика, репертуарная политика.
- Чего больше в работе директора театра: менеджмента или творчества?
- Пятьдесят на пятьдесят. В нашем случае, когда в театре нет художественного руководителя, приходится опираться на свое «творческое» образование и художественный совет театра, состоящий из опытных, компетентных профессионалов театрального дела.
- Какие перспективы у театров в российских регионах? Что необходимо для того, чтобы дать провинциальным театрам значимый импульс развития?
- Деньги.
- Вы очень смелый человек, хотя и выглядите хрупкой. В работе директора театра это мешает или помогает?
- Когда подписываешь, например, контракты с режиссерами на новую постановку – не важно сколько ты весишь, блондинка или брюнетка - главное, чтобы контракт был хороший, подкреплен финансами, высоким творческим уровнем постановочной команды, а за основу взята хорошая литература.
- Сегодня "Гулливер" - это не просто театр, это общественно-культурное городское пространство, аккумулировавшее самые прогрессивные творческие силы. Это ваша принципиальная позиция как руководителя театра?
- Это наше постоянное стремление. Желание быть в гуще театральных событий – есть двигатель для саморазвития.

Татьяна Андреева, заведующая литературно-драматургической частью театра "Гулливер"

- Какова, на ваш взгляд, роль театра в современном обществе?
- Мне кажется, что роль театра в любом обществе в том, что он занимается тренингом души. Детский театр формирует душу, взрослый - оттачивает душевные, нравственные качества. Театр должен возвышать, побуждать на благородные поступки, работать на то, чтобы общество стало чище, лучше, чтобы люди думали не только о себе.
- Должна ли у современного театра быть функция обнажения и обличения человеческих и социальных пороков или современный театр это все же по большей части творческий эксперимент?
- Обличение и обнажение могут содержаться и в экспериментальном спектакле. И, конечно, когда ставится спектакль, обязательно поднимается какая-то проблема, а порой - не одна и её обнажают, укрупняют, порой до гротеска, но ещё важно не просто вскрыть проблему, а попытаться найти путь к её решению. Но в нашем театре это лишь в спектаклях, адресованных взрослым зрителям. Для детей нужен другой подход. С ними мы не говорим о предательстве, но говорим о дружбе, о её ценности. С детьми мы не говорим о подлости и высокомерии, но зато говорим о благородстве, силе любви, умении прощать, здесь очень важно, чтобы усваиваемые детьми понятия были со знаком ПЛЮС.
А что касается обличительного театра - само слово пафосное и изначально ставит того, кто обличает выше всех обличаемых, но при этом обличить - не значит вылечить, чаще всего получается тупик. Мы все видим проблемы, их не надо замалчивать, но от того, что мы будем только обличать, они не решатся, нужен конструктивный подход и в театре тоже. Нельзя кричать со сцены что мы плохо живём, если мы не можем подсказать - как изменить ситуацию, но может наступить момент, когда все перестанут видеть свет, уткнувшись носом в тупик проблем. Театр влияет на умы, на помыслы и надо, чтобы они были благородными, высокими и созидательными. Театр в основе своей искусство созидающее и такие категории, как любовь, нравственность, благородство, умение прощать, стремление помочь тому, кто оказался в сложной ситуации должны оставаться в основе драматургии и спектаклей.
- Много ли молодежи сегодня посещает театр? Как вы оцените уровень культуры и подготовленности нашего зрителя?
- Наши основные зрители - дети, но молодёжная аудитория тоже есть. Нам хочется, чтобы она расширилась и для этого мы придумали фестиваль современного искусства "Параллели". Еще один наш фестиваль "Мечта о полёте" тоже привлекает молодёжь, для которой нужен свой репертуар. А у нас, к сожалению, нет возможности ставить вечерние спектакли часто, а потому молодёжная аудитория, за некоторым исключением, всё же не является нашей стабильной аудиторией - невозможно нам с небольшой труппой, с очень ограниченными возможностями нашего здания, "сидеть на двух стульях".
- "Театр не отображающее зеркало, а — увеличивающее стекло", - сказал Владимир Маяковский. Согласны ли вы с этим мнением?
- Полностью согласна с одним из моих любимых поэтов - театр просто обязан укрупнять проблемы, пороки, недостатки - на сцене всё должно быть крупнее, чтобы рассмотреть то, на что в повседневной жизни уже, возможно, замылился взгляд. Хочется добавить только, что это не исчерпывающая характеристика театра - это лишь одна из граней.

Алла Семенова, актриса театра "Гулливер", Заслуженная артистка России

- В чем главный источник творчества в театральном коллективе?
- Главный интерес - материал, предлагаемый для работы, он волнует актера, вызывает в душе эмоции, желание поделиться ими с людьми, сделать их соучастниками творческого процесса, видеть слезы зрителя или слышать смех. Но это возможно при наличии режиссера, художника и актеров, которым веришь. Взаимная заразительность процессом и взаимообогащение - как интеллектуальное, так и душевное.
- Что за удивительная метаморфоза, о которую сломано столько копий исследователями театра, происходит с актером на сцене? Расскажите "из первых уст" об этом удивительном процессе, и чего в нем больше, магии или ремесла?
- Мы лицедеи - это наша работа. Мы обязаны уметь жить в предлагаемых обстоятельствах пьесы и режиссерской идеи. Это актерская Школа, это и ремесло, и магия. Есть маска, которую надеваешь на себя и она ведёт по придуманным событиям своей жизни, и я оправдываю её поступки: радусь, огорчаюсь, люблю, ненавижу, добиваясь цели, но так как это могла бы делать эта маска. В спектакле "Piaf" роль великой французской певицы была моей мечтой и это счастье, что она осуществилась. Сыграть интересную, полную событиями жизнь, понять, как можно высоко взлетать, низко падать, опять взлетать и опять падать. Откуда столько сил, желания жить полной жизнью со всеми страстями, эмоциями через край. Невозможность выйти на сцену - смерти подобно! Её миссия - отдавать людям то, чем наградил тебя Бог. Пройти осторожно по следам её жизни, представить это зрителю, вызывая настоящую эмоцию. И когда чувствуешь: тебе верят, и ты можешь вести за собой, тогда происходит магия. Но до этого проводится огромная работа, называемая актерским ремеслом.
- Оправданно ли, по-вашему, деление зрителя на столичного и провинциального? Какой он, зритель театра "Гулливер"?
- Исходя из моего опыта, разделение есть. У нас был спектакль по Мрожеку "Серенада" в 90-е годы. Спектакль пикантный и опасный для актеров, в смысле - шаг влево, шаг вправо - провал. Это была ошибка - показать его в одном из наших районов. И, наоборот, на гастролях в Литве и больших городах - спектакль имел успех. Мне кажется, что менталитет и определенный интеллект важны для восприятия искусства. Хотя и в одном зале зритель разный. Наш зритель любопытен и любознателен, потому что часто после спектаклей у него рождается желание пообщаться с нами. Я вспоминаю, как после спектакля "Сны Арлекина" зрительница сказала: "Я не могу понять, почему я плачу и люблю вас".
- Что вас как актрису наиболее вдохновляет? Где ваш личный источник вдохновения?
- Сейчас меня вдохновляет то, что я могу помочь молодым актерам своим опытом. Когда я смотрю очередной спектакль театра "Гулливер" и у меня появляются мурашки от восхищения, то хочется опять испытать эту магию сцены...