О деятельности Шадринского автоагрегатного завода завода известно далеко за пределами Курганской области. «Шаазовские» радиаторы, подогреватели, отопители можно встретить в грузовых «КАМАЗах» и «Уралах», в пассажирских «Газельках» и «кавзиках», в строительной, специальной и военной технике. В 2016 году одно из крупнейших предприятий области отмечает 75 лет со дня образования. О том, чем сегодня живут автоагрегатовцы, к чему стремятся и как готовятся к значимой юбилейной дате, мы побеседовали с генеральным директором ОАО «ШААЗ» Андреем Поповым.

Наталья Колесникова

- Андрей Николаевич, вы назначены директором ШААЗа в январе 2016 года, после трагической гибели прежнего руководителя завода Виктора Александровича Охулкова. Расскажите, с какими чувствами восприняли предложение возглавить предприятие, что испытали в тот момент?

- Самое первое чувство - осознание огромной ответственности, которую берешь на себя. Прежде всего, перед коллективом завода, а это 2300 человек, у каждого семья, дети. Люди должны быть обеспечены работой, получать стабильную и достойную зарплату. Плюс огромная ответственность перед нашими потребителями, партнерами, городом и областью за дальнейшее развитие предприятия. Конечно, я волновался, но сомнений - принимать или не принимать предложение - не было. За семнадцать лет завод стал для меня родным. Начинал работать в коммерческой службе, несколько лет занимался поставками продукции на конвейеры автозаводов, то есть очень плотно взаимодействовал с потребителями нашей продукции. Затем возглавил службу качества, где также непосредственно контактировал с потребителями, знаю, какие задачи они ставят перед нами.

- Какие первоочередные задачи вы поставили перед собой и своими коллегами?

- Главное, не потерять достигнутое за долгие годы работы предприятия и продолжать развиваться, осваивать новые направления и новую продукцию. В экономике сейчас спад, практически все автомобильные заводы снизили объемы производства, что, конечно, сказывается на нас. Но даже в не самых благоприятных экономических условиях мы стремимся к увеличению своей доли на рынке автоагрегатов. Как бы ни было трудно, за последние 15 лет ШААЗ реализовал три больших инвестиционных проекта — внедрил современную технологию изготовления медно-латунных радиаторов, освоил выпуск алюминиевых теплообменников и запустил цех модернизации тепловозов. Думаю, что при имеющейся материальной базе, кадровом потенциале у нас есть все возможности для дальнейшего стратегического развития. Если говорить о краткосрочной перспективе, то в 2016 году заводу предстоит увеличить выпуск товарной продукции до 4 млрд 80 млн рублей, из них 855 млн рублей планируем получить от модернизации тепловозов.

- То есть новое для ШААЗа направление развивается?

- Да, и довольно успешно. В 2014-2015 годах модернизацию на базе ОАО «ШААЗ» прошли 18 тепловозов, принадлежащих предприятиям Уральской горно-металлургической компании. В 2016 году проведем модернизацию еще двенадцати машин. Помимо тепловозов ТЭМ2 и ТГМ4Б осваиваем модернизацию тепловозов ТГМ6, на этот год запланировано два локомотива этой серии. В настоящее время мы занимаемся сертификацией тепловоза ТЭМ2-УГМК на соответствие Техническому регламенту Таможенного союза, он проходит испытания в НИИ железнодорожной техники в городе Коломне. Наличие сертификата позволит выводить модернизированные тепловозы на пути общего пользования, то есть у нас появится возможность модернизировать локомотивы не только внутри Уральской горно-металлургической компании, но и для сторонних заказчиков, чьи тепловозы выполняют маневровые работы на путях РЖД.

- Это перспективный рынок?

- Рынок огромный, парк локомотивов в стране устаревший. В июле этого года мы организуем конференцию с приглашением специалистов горно-добывающих и перерабатывающих предприятий, где эксплуатируется много тепловозов. Думаю, это позволит привлечь потенциальных клиентов и расширить рынок потребителей.

- Чем их должен заинтересовать именно шаазовский проект?

- Тем, что заказчик получает фактически новый тепловоз за гораздо меньшие деньги. От старой машины остаются только рама и экипажная часть, все остальное в процессе модернизации мы не используем. На отремонтированные тележки и раму устанавливаются новые кузова, кабина, современный двигатель, генератор, компрессорная установка, новейшая электроника и система навигации. Эти решения делают эксплуатацию тепловоза более экономичной - расход топлива снижается на 30%, замена масла производится в три раза реже. Плюс повышается безопасность эксплуатации, машинист работает в более комфортных условиях, в его кабине есть все необходимое, включая кондиционер, холодильник и даже микроволновку.

- Сегодня много говорят об импортозамещении. Насколько это применимо к вашему тепловозу, ведь там все основные узлы иностранного производства?

- Мы занимается вопросами замещения иностранных комплектующих на российские, но процесс это не быстрый. Многие необходимые узлы в России либо не производятся, либо не могут конкурировать с иностранными брендами. И тем не менее, поиск ведем. Сейчас готовим к сдаче первый тепловоз, на котором установлен компрессор производства Челябинского компрессорного завода. Проверим его в условиях реальной эксплуатации, после чего будем принимать решение о серийном применении. Есть и другие примеры программы импортозамещения в рамках тепловозной темы. Например, успешно заменены на российские аналоги иностранные кондуиты (оболочка для электрических кабелей), светодиодные фонари и прожекторы, аккумуляторные батареи. Комплектуем тепловозы агрегатами собственного производства, это секции охлаждения и подогреватели.

- А ШААЗ как российский производитель автоагрегатов ощущает какие-то преференции при поставках на конвейеры автозаводов?

- Рынок остается очень конкурентным, борьба с производителями из Китая, Ирана, европейских стран идет и на конвейерах, и на рынке запасных частей. Выигрывать ее сложно, но можно, и мы делаем это. Во-первых, за счет обеспечения такого важного критерия, как «цена-качество». Во-вторых, за счет умения быстро реагировать на потребности рынка, предлагать новые виды продукции. В 2016 году планируем разработать и запустить в производство около двадцати новых изделий. Это водяные радиаторы и охладители наддувочного воздуха для конвейеров Камского автомобильного и Ликинского автобусного заводов, американской компании «Дженерак». Кроме традиционных, активно осваиваем те сегменты рынка, где ранее не присутствовали. Например, в прошлом году начали продавать брусковые радиаторы. Благодаря своим конструктивным особенностям и способности выдерживать давление до 16 атмосфер этот радиатор используется на компрессорных установках. Еще одна перспективная тема — уже упомянутые секции охлаждения для тепловозов. Мы их ставим на свои модернизированные тепловозы и начинаем продажи сторонним потребителям.

- Можете привести примеры побед в конкурентной борьбе в прошедшем году?

- ШААЗ укрепил свои позиции на КАМАЗе, мы остаемся системным поставщиком для автогиганта. То же самое можно сказать об Ульяновском автозаводе. В результате острой борьбы с европейским производителем вернули себе квоту на поставки теплообменников для автомобиля УАЗ «Патриот». Значительно продвинулись в работе с американской компанией «Дженерак», которой ШААЗ поставляет мощные теплообменники для генераторных установок. Здесь у нас также получилось победить конкурентов из Америки и Китая. В 2016 году поставки на конвейер «Дженерака» вырастут в полтора раза. В настоящее время ОАО «ШААЗ» серийно поставляет в США два десятка модификаций блоков охлаждения, охладителей наддувочного воздуха и водяных радиаторов для генераторов с различными типами двигателей.

- Достижение столь амбициозных целей невозможно без современной материальной базы. Много тратите на инвестиции в производство?

- В 2016 году капитальные вложения составят 238 млн рублей. Частично эти средства будут направлены на приобретение нового оборудования. Например, в этом месяце запустили высокотехнологичный лазерный комплекс в прессовом цехе, для нас это уже третий подобный комплекс. Но основной объем инвестиций направим на модернизацию ТЭЦ. Сегодня все думают о повышении конкурентоспособности, снижении себестоимости изделий. Мы это делаем через экономию затрат на энергоресурсы. В прошлом году завод сэкономил на электроэнергии и природном газе более 15 млн рублей. В основном, резервы удалось найти в грамотном распределении нагрузки на энергоемкое оборудование. Сейчас активно занимаемся развитием собственной генерации. В середине мая начался демонтаж действующей паровой турбины, запущенной еще в 1956 году. Ее место займет новый турбоагрегат производства компании Siemens мощностью втрое выше, чем у старого оборудования. Проект дорогостоящий, но замена турбины позволит ОАО "ШААЗ" увеличить выработку собственной энергии с 30% до 70% и таким образом экономить значительные средства на покупке энергии.

- Шадринский автоагрегатный завод славится тем, что бережно сохраняет трудовые традиции, заложенные еще эвакуированными вместе с цехами москвичами. Экономические сложности влияют на социальную политику?

- Все, что накоплено предыдущими поколениями заводчан, никуда не ушло и не уйдет. Социальная ответственность перед нашими работниками, горожанами — это такая же важная задача, как наращивание объемов и внедрение современных технологий. Мы по-прежнему делаем все, чтобы обеспечить работникам достойный уровень зарплаты и приличный социальный пакет, завод поддерживает своих ветеранов, много средств вкладывает в повышение образовательного и профессионального уровня персонала. В этом году более 40 млн рублей будут направлены на содержание санатория-профилактория, медицинское обслуживание заводчан, культурно-массовые и спортивные мероприятия. Тем более, что год для нас особенный, юбилейный, 5 декабря 2016 года ШААЗу исполнится 75 лет.

- Подготовка к празднованию уже началась?

- Да, работа ведется. Готов проект праздничного оформления административных и производственных корпусов. В преддверии юбилея будут реконструированы заводская доска почета, рекламные щиты на территории предприятия и в городе. Преобразятся заводские здания, в некоторых корпусах проведем косметический ремонт. По традиции свой юбилей автоагрегатовцы отмечают реализацией социально важных для города Шадринска проектов. В последние годы такими подарками были беговая дорожка на стадионе «Торпедо», дополнительная группа в детском саду, бассейн в детском загородном лагере «Салют». На этот раз отремонтируем стадион «Торпедо» и Дворец культуры, чтобы эти социальные объекты и дальше успешно работали для заводчан, наших детей, всех жителей Шадринска.

Для справки:

Попов Андрей Николаевич Родился 20 апреля 1975 года в Шадринском районе. Образование: Курганское военное авиационно-техническое училище, Челябинский государственный университет. Трудовой путь: 1999-2001 гг. - инженер коммерческого центра ОАО "ШААЗ" 2001-2007 гг. - ведущий инженер, начальник отдела комплектации автосборочных предприятий ОАО "ШААЗ". 2007-2016 гг. - директор по качеству ОАО «ШААЗ». С января 2016 года - генеральный директор ОАО «ШААЗ» и ООО «Оренбургский радиатор».

ОАО «ШААЗ» производит наиболее полную линейку медно-латунных и алюминиевых теплообменников, а также широкую гамму независимых отопителей, жидкостных подогревателей, домкратов и других изделий. Перспективными разработками являются секции охлаждения для тепловозов, теплообменники для дизель-генераторных станций, компрессоров и специальной техники. На протяжении 75 лет ШААЗ остается одним из основных поставщиков для ведущих предприятий автопрома. Среди клиентов предприятия: КАМАЗ, МАЗ, Минский завод колесных тягачей, Группа компаний "Соллерс", Группа компаний ГАЗ, концерн "Тракторные заводы", НПК "Уралвагонзавод", компания Eberspaecher (Германия), компания Generac Power Systems (США). Шадринский автоагрегатный завод является системообразующим предприятием Курганской области, входит в топ-10 лидеров по налоговым отчислениям в федеральный и областной бюджеты.