Александр Голубкин - человек, дружбой с которым бесконечно горжусь. Не только потому, что он - Величина, не потому, что его имя и его творчество олицетворяют высокие стандарты документального кино по всей России, но еще и потому, что это настоящий верный Друг, который всегда рядом!

Редакция "Очевидец медиа" поздравляет Александра Ивановича Голубкина с юбилеем! Мы очень любим вас! Здоровья, вдохновения, признания, новых творческих успехов! Огромное спасибо за ваш труд и талант!

Юлия Васильева

Досье.

Александр Иванович Голубкин родился 9 июня 1957 года в городе Новосибирске. В 1969 году с семьёй переехал в город Курган. Окончил школу № 44 города Кургана. В 1985 году Александр Иванович окончил исторический факультет Курганского государственного педагогического института. С 1977 года Голубкин занимается созданием документального кино, с 1996 года работает кинорежиссёром на профессиональной основе. В настоящее время руководит студией документального кино «Отражение», является сценаристом, режиссёром и оператором. Александр Иванович является признанным мастером документального кино. Многие его фильмы удостоены Гран-При, дипломов и грамот Международных и Всероссийских кинофестивалей, престижных премий. Среди почётных наград — медали к 100-летию подводных сил России, к 20-летию вывода войск из Афганистана, серебряная медаль ВДНХ СССР, золотая медаль Российского фонда мира, грамоты Патриарха Московского и Всея Руси Алексия II, министра культуры Соколова, командующего Балтийским флотом вице-адмирала Сиденко. Его фильмы «Письма из войны», «Когда поёт душа», «Жизнь через три войны», «Любите нас, пока мы живы...», «Когда смерть стучалась в отсеки», «Война и мир контр-адмирала Иванова», «ШтрафБатя», «Чудотворная», «Куда не ступала ступала нога ангела», «Командарм», «Я клянусь: Душа моя чиста» демонстрируются в России, Казахстане, Белоруссии, Украине, Канаде, США, Китае и других странах. За цикл фильмов об офицерах России Александр Иванович удостоен в 2007 году звания член- корреспондент Петровской академии наук и искусства. В 2010 году он принят в Евразийскую академию театра и телевидения. К 200-летию Отечественной войны 1812 года Голубкин снял фильм «На краю судьбы», получивший признание общественности и отмеченный Грамотой Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла и юбилейной медалью Русской Православной Церкви «В память 200-летия победы в Отечественной войне 1812 года». Ему вручена премия журнала «Очевидец» «Персона года-2012». В 2017 году награждён Почётной грамотой Курганской областной Думы.

- Александр Иванович, что для вас документальное кино, почему вы избрали именно этот жанр в качестве дела своей жизни?

- Документальное кино - это моя жизнь, это способ высказать свои мысли, переживания и, самое главное, рассказать правду. Я люблю художественное кино, но только как зритель, а не создатель.

- Сценаристу Гарри Бардину принадлежат слова: "Сегодня документалистика в отсутствии настоящей информации на телевидении, которое стало пропагандой, имеет свою миссию: она дает глоток свободного воздуха, чтобы людям было чем дышать..." Вы с этим согласитесь?

- Я согласен. Документальное кино это не только глоток свежего воздуха, - это мир, где можно хоть на время скрыться от лжи, которая все больше и больше окутывает нас своей липкой, кричащей фальшью.

- Жанр документального кино: чего в нем больше, на ваш взгляд, - кино или публицистики?

- Я бы сказал наверное, что все же это кино, но с элементами публицистики. В документальном кино автор практически не имеет права на вымысел, Но у него есть (в отличие от других жанров) право на правду.

- Какой из снятых вами фильмов дороже всего лично вам, если так вообще уместно ставить вопрос?

- Нет у меня любимчиков. Мне дороги все фильмы. Есть только между ними разница. Одни давались в работе легко, другие с большим трудом. Я волнуюсь и до ужаса боюсь, когда делаю фильм, А потом уже чувствую полное спокойствие. Фильмы как дети. Выросли и улетели! А ты хоть ногами затопайся, хоть закричись до хрипоты, а они все равно уже улетели. Вот так и с кино…

- Кто из российских и мировых документалистов являются для вас ориентирами?

- Не дай мне бог сотворить себе кумира!

- Одна из ваших главных работ - документальный фильм о сталинградской битве и ее героях - "Куда не ступала нога ангела", главным героем который стал рядовой Великой Отечественной Василий Павлович Васев. Во многих своих лентах вы воспеваете подвиг простого русского солдата... Можно ли сказать, что это ваш главный лирический герой?

- Темы для моих фильмов всегда подсказывала сама жизнь. Мои герои - это моряки, хлеборобы, ветераны войн, медицинские работники, труженики промышленности, сельского хозяйства, спортсмены, священнослужители - те, что верой и правдой служили и служат Родине, народу, зауральской земле. Главное при работе над фильмом - чтобы мои кинозрители, могли вместе со мной сопереживать, думать, анализировать подлинную, а не "причесанную" биографию своей страны, своего народа, свою собственную..

- Своими лентами вы вносите огромный вклад (говоря так, я не боюсь излишнего пафоса) в увековечение памяти о героях великих войн, выпавших на долю русского народа...Какой, по-вашему, должна быть память, чтобы быть понятной каждому, чтобы войти в каждое сердце?

- Моя задача - восстановить и сохранить забытые или кем-то - по незнанию, ошибке, невежеству или злому умыслу - вырванные, израненные страницы нашей великой Истории, истории нашего народа, нашей Родины. "Без знания и понимания прошлого нет будущего". Говори правду - тебя услышат, поймут и пойдут по твоему пути.

- Что для вас лично значит понятие "патриотические воспитание", о которое ломается сейчас столько копий на всех уровнях?

- Я не понимаю смысл понятия "патриотическое воспитание". Нельзя заставить любить Родину по указу президента или госдумы. А еще страшнее, когда чиновники предлагают усилить патриотическое воспитание на 15 процентов. Это как?! С 8 утра до 15 часов я патриот, а теперь еще патриотичнее буду до 15 часов 45 минут?! Когда молодое поколение слышит бравурные призывы с экранов телевизоров и видит абсолютно иную жизнь своих родителей и друзей, у нас не будет согласия.

- Как бы вы охарактеризовали сегодняшнее состояние российского документального кино? В чем его точки роста? Какие темы будут наиболее актуальны завтра? Есть ли яркие молодые режиссеры-документалисты?

- Я приведу пример с одного Всероссийского кинофестиваля, где мне волею судьбы пришлось поучаствовать. Среди молодых участников фестиваля я выглядел как МАМОНТ, попавший на молодежную тусовку. Они поглядывали на меня украдкой и улыбались. В каждом их взгляде читалось: "ПОСМОТРИШЬ, ДЕДУШКА, МЫ ЕЩЕ ТЕБЕ НОС УТРЕМ". В душе я даже радовался, что растет такая, немного нахальная, смена. Полный крах моих иллюзий по поводу их работ произошел буквально после первого фильма. Девочка с пеной у рта и с огромными от удивления глазами рассказывала нам, что в космос летал Юрий Гагарин. Другой фильм рассказывал о затопленных селах Рыбинского водохранилища. И опять молодой режиссер преподносил нам это, как открытие. СТАЛО ГРУСТНО. Колесо истории пробуксовало и встало.

- Какой вы видите свою аудиторию? Для кого вы снимаете в первую очередь?

- Моя аудитория - это прежде всего школьники и студенты. Старшее поколение прожили жизнь, и те события, о которых я снимаю кино, для них не просто слова и кадры. Это их огромная вселенная. Это их юность, боль и радость. Сохранить и рассказать о ней молодым - в этом я вижу смысл своей работы.

- Видя масштабность ваших работ (и надо понимать, это командный труд), осознаешь, насколько это затратно? Кто финансирует вашу деятельность? Участвует ли каким-то образом областное правительство и область, которую вы проставляете своим трудом и творчеством, в деятельности возглавляемой вами студии документального кино "Отражение"?

- Тащить огромную ношу забот и хлопот студии "Отражение" одному было бы не под силу. Поэтому в мою команду единомышленников входят Виталий Гишкин, Андрей Романов, Андрей Ханжин, Роман Мухортов, Николай Зорин. Их персональные творческие работы также неоднократно награждались на различных кинофестивалях.. По существу же в друзьях у меня сегодня - вся область, а также завсегдатаи Сети - всемирной паутины. К сожалению, не каждый заказчик знает (или не хочет знать), что кино, особенно документальное - искусство исключительно трудоемкое и высокозатратное. Режиссерам, сценаристам, операторам ради одной минуты готового кинопроката приходится снимать тысячи и тысячи кинокадров, что, безусловно, требует не только времени и труда, но и денег. Однако у сегодняшних финансистов-спонсоров отношение к проблемам работников кино таково: "В стране кризис, поэтому денег для вас, извините, нет". А на голом энтузиазме, увы, сейчас никто не работает.

- Что бы вы сами себе пожелали в день юбилея?

- Дожить до следующего юбилея!