В свое время меня поразила информация о том, что в Норвегии на уроках физкультуры, во время игры в волейбол, если в классе есть хотя бы один ребенок-колясочник, все остальные опускаются на колени и таким образом передвигаются в спортзале. При этом для детей это не сверхъестественное поведение, а норма – так они уравнивают свои физические возможности с возможностями «особенного» одноклассника. По-другому они не могут и иного поведения себе уже не представляют. Я при любой возможности, на всех наших мероприятиях по инклюзии, привожу этот ярчайший пример.

В мире такая модель дружественного, толерантного общества называется инклюзивной – это социум, где на равных сосуществуют люди, чьи физические возможности по тем или иным причинам неравны: болезнь, травма, особенности развития и проч. Отсюда термины – инклюзивное образование, инклюзивное воспитание и, главное, инклюзивное сознание. Инклюзивное общество – это всеобщий комфорт, равные возможности и взаимоотношения без косых взглядов и пересудов.

Я отлично понимаю, что до инклюзии, которая является нормой – как в приведенном примере об уроке физкультуры в Норвегии, нам еще предстоит долгий и сложный путь. Гуляя со своими друзьями с ДЦП или колясочниками по нашему городу, мы до сих пор ловим на себе неоднозначные взгляды, а то и не вполне деликатные комментарии. Мероприятия для людей с особенностями развития единичны и, уж точно, – в редком случае инклюзивны. Попасть в музей, выставочный зал, в ресторан или кафе, иное место отдыха в большинстве случаев на коляске тоже невозможно – говорить о комфортной среде не приходится. И уверена, спроси мы наших чиновников – даже числящихся в социальной сфере - о том, что такое инклюзия, 99 процентов замолчат в недоумении, притом, надолго. И не потому, что, допустим, для них идея инклюзии является спорной и подлежащей дискуссии (это ладно бы – Авт.), а потому что они банально не просвещены.

Тем не менее – несмотря даже не на отсутствие помощи, а противодействие местных чиновников, мы считаем своим долгом прививать ценную и такую востребованную идею инклюзивного общества в регионе. Этому служит специальный проект «Я подарю тебе крылья» нашего общественного проекта «Цвет России». С каждым своим мероприятием мы все сильнее убеждаемся в том, насколько общество ждет действий в этом направлении, и мы видим, что даже своими акциями, праздниками, проектами по инклюзии мы меняем сознание людей, и делаем наш микросоциум лояльнее, дружелюбнее. Люди начинают ЖЕЛАТЬ помогать – и помогают.

Мы попадаем в их ожидания, в их потребности. Объединяя в своих проектах, на своих мероприятиях разных людей, мы показываем, что различия в «физике» не преграда для общения, для взаимопонимания, для дружбы. Общество очень отзывчиво на подобные действия, меняется на глазах, но только силами общественников ситуацию не трансформировать кардинально – здесь нужна конкретная целенаправленная региональная социальная политика.