Имя Светланы Капаниной известно во всем мире. Обладательница 74 золотых, 30 серебряных, 13 бронзовых медалей чемпионатов Мира, Европы и Кубков Мира. Многократный победитель всемирных, европейских и российских соревнований, Светлана снискала славу лучшей в своем деле. Ее награды и регалии можно перечислять очень долго: Орден Почета, медаль ордена «За заслуги перед Отечеством» II степени, почетный гражданин штата Оклахома (США) и многие другие.

Одну из высших наград – Орден мужества – в 2014 году вручил летчице Президент России Владимир Путин. И только в 2015 году Светлане Капаниной наконец-то было присвоено звание Почетного гражданина Курганской области.

В сердце – Россия

Она признается: случись война, без раздумий вступит в ряды защитников страны. И тут не нужно искать других причин, кроме той, что впитана с молоком матери: россияне всегда были сильны своим единством, которое особо ярко проявлялось в трудные времена.

«Мы непобедимы. Просто потому, что живем не благодаря, а вопреки. Как знать, был бы этот дух у наших людей, живи они легко и гладко. Мне кажется, фраза «Кто к нам с мечом пришел, от меча и погибнет» - это девиз нашего народа. И он остается таковым, несмотря на то, что патриотическое воспитание нового поколения сегодня «хромает»», - говорит Светлана Капанина.

Летчица убеждена: патриотическое воспитание детей и молодежи должно стоять на первом месте, без него нет будущего. И воспитание это не должно ограничиваться провозглашением лозунгов, беседами и «классными часами» в школах. У ребят должен быть пример, им нужны люди, на которых можно равняться.

«Уверена, что все еще можно исправить, привить детям любовь к спорту, не только к Олимпийским видам, но и к техническим: боевым искусствам, авиационному спорту, то есть к тем направлениям, которые закаляют характер», - убеждена Светлана.

Небо, доступное каждому

Светлана Капанина вспоминает, как гордился своими спортсменами-авиаторами Советский Союз. Им не было равных в мире. Авиационный спорт являлся самым престижным, а мастера высшего пилотажа – спортивной элитой страны.

«Раньше были хорошо развиты провинциальные авиационные клубы. Инструкторский, тренерский составы, спортсмены были настолько сильные, сама система подготовки была организована на столь высоком уровне, что слабых летчиков просто не оставалось. Ведь чтобы пробиться на чемпионаты мира, сначала нужно было выиграть зональные, окружные соревнования, стать лучшим в России, Союзе. И когда мы приезжали «на мир», нам не было равных. Сейчас все это практически потеряли. Давно закрыто производство лучших в мире российских пилотажных самолетов «Сухого», двигатели к ним тоже не выпускают. Клубы не работают, финансирования нет… Откуда взяться молодежи в небе?», - сокрушается летчица.

Светлану Капанину беспокоит и то, что закрытие клубов в регионах лишило авиацию необходимого фильтра, сквозь который проходили будущие пилоты. «Сегодня в летные училища приходят ребята, без практических полетов, без понимания сложности летной профессии, без ощущения неба. Они потратят год-два своей жизни в летных училищах, чтобы понять, что не готовы или не в состоянии связать будущее с авиацией. Это могут быть их личные, духовные, психологические, физические качества, которые определить не сможет никакая медицинская комиссия. А государство при этом тратит огромное количество денег на обучение «несостоявшегося пилота». Поэтому так важно возродить авиационный спорт, начиная именно с регионов. Небо должно быть доступно каждому, только, прикоснувшись к нему, можно понять, приняло оно тебя или нет. Принял ли ты сам небо».

Еще одной немаловажной причиной возрождения авиационных клубов должна стать подготовка на их базе пилотов любителей. У нас огромная страна и летать в ней мы должны почти так же свободно, как передвигаемся на автомобилях…

О творцах и «извозчиках»

Светлана не любит обсуждать действия своих коллег и их подготовку. Ссылается на тех, в чьих силах изменить ситуацию. «Чиновники - люди, отвечающие за авиацию в нашей стране, должны наконец-то понять, что без авиационного спорта, без навыков высшего пилотажа летчик – это просто извозчик. У нас не будет профессионалов мирового уровня, если мы будем готовить пилотов без пилотажа, неважно, военных или гражданских. Каждый пилот должен чувствовать самолет и знать его возможности на 100%, а эти качества не возможно приобрести на тренажёрах и в маршрутных полетах», - считает Светлана Капанина.

В Англии специалисты Королевской школы подготовки пилотов провели анализ авиакатастроф, произошедших по вине летчиков. Выяснилось, что за 12 лет таковых было 10. Причиной ЧП стала неподготовленность пилотов к управлению самолетом в режиме чрезвычайной ситуации.

«Да, их учили правильно летать, они тысячи раз отрабатывали свои действия на тренажерах. Но психологически и практически эти пилоты оказались не готовы грамотно действовать во внештатной ситуации. Ведь ни один тренажер не сможет имитировать попадание самолета в неуправляемый режим полета. И если пилот имеет только теоретическое представление о штопоре, он никогда не сможет вывести самолет из этого вращения, он просто не сможет понять характер и направление вращения. Соответственно действия на выводе будут 100% ошибочными. Один из главных минусов такой прикладной, то есть тренажерной подготовки – вера в то, что все можно отыграть назад и исправить ошибку в следующей игре.

Пилот привык, что можно просто перезагрузить тренажер и начать все сначала. В реальной жизни это невозможно», - объясняет свою позицию главная летчица страны.

Понимание проблемы пришло и к руководству Королевской школы. Они хотят внести предложение о том, чтобы все гражданские пилоты в обязательном порядке проходили подготовку на срывные режимы и совершенствовали свои навыки в этом направлении.

«Это жизненно важное решение. Сколько самолетов бьются потому, что летчик перепутал авиагоризонт, перетянул ручку (штурвал) на себя вместо того, чтобы «отдать от себя» и обеспечить самолет скоростью или не сумел выйти из штопора…

Одним словом, школа высшего пилотажа нужна всем – и гражданской, и, конечно, военной авиации», - отмечает Светлана Капанина. России нужен Центр высшего авиационного мастерства, уверена летчица: «Крайне необходимо, чтобы наши дети летали, чтобы у них была прекрасная летная подготовка. Чтобы они прославляли нашу страну на весь мир как в спортивной, так и в военной и гражданской авиации. Наша страна всегда была мощной авиационной державой. Мы и в дальнейшем должны оставаться таковыми».

Через тернии к звездам

Жизнь летчицы была бы проще, если бы основная борьба происходила бы только в небе. Но, решив стать пилотажником, Светлана не оставила себе выбора: начались травля, интриги, сплетни со стороны коллег-мужчин и менее успешных женщин-спортсменок.

Точкой отсчета постоянной борьбы за право быть равной стала первая победа на чемпионате мира. Именитые мастера высшего пилотажа не могли смириться, что престижная награда досталась женщине. Как сказал о том случае коллега Светланы, известный курганский летчик, ветеран авиации Игорь Семенов: «Это была настолько убедительная победа, что она буквально «размазала» сборные других стран».

В 1996 году губернатор штата Оклахома присваивает Светлане Капаниной звание почетного гражданина. А американская спортсменка, многократная чемпионка Америки в общем зачете, просто не приезжает на мероприятие, игнорируя церемонию закрытия соревнований, поднятие государственного флага и вручение наград. Для нее это была серьезная обида, как и для большинства остальных, ведь женщина выступала на равных с мужчинами в «мужском» виде спорта.

Вставляли палки в колеса и некоторые коллеги по сборной, и чиновники. Например, еще при прежнем руководстве Курганской области, неоднократно, подавались документы на представление Светланы Капаниной к званию Героя России. Они были завизированы и в полпредстве Президента в УрФО. Однако где-то по пути к наградному отделу Кремля, документы «терялись». «Ничего страшного, какой я герой?» - тактично закрывает тему Светлана.

Тем не менее, Светлана добилась признания на мировом уровне. Но это далось чемпионке невероятными усилиями, лишь благодаря стремлению к победе и вере в справедливость. Риск – только оправданный «Не имею цели: быть лучше мужчин. Я женщина и хочу оставаться ею. А авиация – просто образ жизни, - делится наболевшим Светлана. – Мужчина Богом создан сильней женщин, так зачем нарушать это правило? Но в жизни случается всякое и если же в профессии тебя переплюнула женщина, так будь мужчиной, не вини ее за это, а совершенствуй себя». Она прекрасна в своей искренности и ранимости. Главная мечта – чтобы были счастливыми дети. Ей хочется быть с ними рядом, уберечь от несчастий.

«С рождением детей появляется осторожность. Это не страх, но попытка разобраться, есть ли смысл рисковать. Ты начинаешь задумываться, а хочется ли тебе лететь в какую-то пещеру в горах, под мостом, рисковать жизнью – ради чего и нужно ли это кому-то? Стоит ли этот риск благополучия твоих детей?», - объясняет Светлана. Но, как всякой женщине, летчице не чужды вполне земные страхи: «Мыши, пауки?.. Нет, это не страшно, но очень неприятно». Светлана Капанина обладает редким качеством: любит людей и не таит на них зла. Закроется от мира, переживет обиду, поплачет («Да, я тоже плачу!») и… летит к новым победам.